СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ЖАРГОНА.

 

Словарь предназначен для заказчиков полиграфической продукции, которые, как нам удалось заметить, не всегда достаточно уверенно чувствуют себя в типографии, так как говорят в основном на нормальном человеческом языке, а не на той корпоративной фене, которая служит полиграфистам средством общения.

Как и все прочие составители устаревших к сегодняшнему дню словарей, "при моделировании структуры терминов мы использовали рекомендации научного терминоведения, отвечающие критериям точности, краткости, понятности".

Мы выражаем глубокую признательность авторам словарей, у которых мы кое-что списывали, когда сами не знали что собственно то или иное слово значит.

Мы призываем коллег-полиграфистов дополнять и критиковать наш словарь.

Итак…

А

А - описатель формата стандартных листов бумаги основного ряда А. В ряду А - 13 классов. Каждый формат обозначается буквой ряда и цифрой класса.
А1 (594х840 мм)
А2 (420х594 мм)
А3 (297х420 мм)
А4 (210х297 мм)
Формат А13 равен примерно размеру почтовой марки.

АВАНТИТУЛ - первая страница книги, один из элементов декоративно-композиционного назначения. За авантитулом следует титул. Широко применяется в изданиях XIX века. В наши дни применяется редко.

АВТОМАТ или МАРКА - жаргонное обозначение механизма бокового равнения бумажного листа офсетной листовой печатной машины. Отсюда идут выражения "сторона автомата" или "автоматная сторона бумаги" в отличие от допустимого термина "правильная сторона" или "верная сторона" бумаги. Если Вы печатаете тираж в одной типографии, а дополнительную обработку делаете в другом месте, то Вам необходимо знать "верную сторону".

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - условная единица измерения объема труда автора. Один авторский лист содержит 40.000 знаков, считая буквы, цифры, знаки препинания и пробелы, или 700 строк стихотворного текста, или 3.000 см2 иллюстраций. Используется для денежных расчетов между автором и издательством.

АГРАФ - застежка в виде пряжки или крючка в книжных переплетах.

АЛЬБОМНЫЙ СПУСК - размещение полос на печатной форме, при котором корешок издания располагается по короткой стороне страницы, в отличие от обычного спуска. В результате получается брошюра или книга, скрепленная по короткой стороне листа.
Если Вы планируете издание и рассчитываете стоимость тиража в типографии, обязательно предупредите об альбомном спуске заранее, так как характер спуска может существенно повлиять на цену работы.

АТТАЧИ - приложения. Нам на почту часто приходят письма, содержащие "конвертнутое файло в аттачах".

Б

БЕЛИЗНА БУМАГИ - оптическое свойство бумаги, определяют в процентах путем сравнения с эталонным образцом.
Необходимо помнить, что белизна бумаги - это не единственный и далеко не основной показатель ее качества.

БУКЛЕТ - отпечатанный лист бумаги, сфальцованный любым способом.
Почему-то очень часто заказчики называют буклетом брошюру. Это неверно.

БРОШЮРА - издание, содержащее более 4, но не более 48 полос.

БЛИНТ - плоское (в отличие от конгрева) бескрасочное тиснение.

БЕСШВЕЙНОЕ (КЛЕЕВОЕ) СКРЕПЛЕНИЕ - скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем.

В

ВЫВОРОТКА - оттиск с изображением цвета бумаги на цветном или черном фоне, запечатанном в одну или несколько красок. Я понятно выражаюсь?
Злоупотребление вывороткой мелким курсивом по нескольким краскам - любимое занятие плохих дизайнеров. Как пишут в профессиональных журналах, "таких дизайнеров надо убивать из рогатки".

ВЫСЕЧКА - ну как это объяснить? Ну берем лист бумаги или картона и высекаем из него нужное изделие. Одновременно с высечкой можно биговать.
Высечка делается специальными штампами. Срок изготовления обычного штампа - около 3 дней.
Профессионалы называют высечку штанцеванием.

ВОДА - жаргонное обозначение увлажняющего раствора любого состава.

ВАКАТА - полоса издания, нарочно оставленная незапечатанной, в отличие от "слепой страницы", т.е. страницы, которая не была запечатана случайно. Обычно слепая страница получается вследствие прохождения через листовую печатную машину двух или нескольких листов одновременно. Очевидный брак.

Г

ГИЛЬОШ
- это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа. Гильоширными элементами называют рисунок из множества сложнопересекающихся кружевных кривых тонких линий, заданных математическими формулами. Такими элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки. Гильош может быть как симметричным, так и ассиметричным по своему дизайну.
Согласно существующим нормативам, гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем из этой площади большая часть должна содержать многоцветные гильоширные композиции.
Существуют специальные векторные программы, мгновенно вычерчивающие необходимые линии и композиции по заданным математическим формулам. Такой программой является наша разработка - программа "ЦЕРБЕР".


ГЛЮКИ -
компьютерные ошибки в процессе изготовления оригинал-макета или на стадии вывода пленок.

Д

Е

Ж

З

ЗАВОД - часть тиража издания, которое печатается в разных типографиях или в одной типографии, но с перерывами в процессе печати, не подряд.

ЗАСЕЧКИ или СЕРИФЫ - графически выделенные нижние и верхние окончания букв и знаков. Шрифт без засечек носит название сансериф или рубленый шрифт.

И

К

КЕГЛЬ или КЕГЕЛЬ - измеряемая в пунктах высота шрифта.

КЕРНИНГ - операция изменения расстояния между буквами. Выполняется вручную.

КВАДРАТ - одна из основных единиц типографской системы мер. 1 квадрат равен 48 пунктам или 4 цицеро или 18,048 мм.
Только крутые до невозможности полиграфисты используют этот термин в разговоре с заказчиком.

КЛИШЕ - печатная форма высокой или глубокой печати из металла или пластмассы.
Офсетную печатную форму так не называют. Ее называют пластиной или чаще всего просто формой.

КНИГА - непериодическое издание объемом более 48 страниц.

КОЛОНЦИФРА - цифра, обозначающая порядковый номер страницы. И ничего сложного.

КОНГРЕВ или КОНГРЕВНОЕ ТИСНЕНИЕ - получение рельефного изображения без краски и фольги при локальном сжатии бумаги или картона между нагретым штампом и контрштампом (пуансоном и матрицей) в прессе или в тигельной печатной машине.

КОСОЙ ШРИФТ - шрифт типа курсивного, но с наклоном в левую сторону.

КРАСКОПРОГОН - получение оттиска с единой печатной формы в печатной машине. Количество краскопрогонов, приходящихся на один листопрогон соответствует красочности печатной машины.

КРЫТЬЕ ВРОСПУСК - присоединение обложки к книжному блоку, при котором она приклеивается не только к корешку, но и к корешковым полям наружных страниц блока. Наиболее распространенный способ клеевого скрепления.

КИПСЕЙКА - 1) Так зовут нашу типографскую кошку; 2) Это ящик в печатной машине, куда заливают краску. Знать этого совершенно не нужно, я не помню ни одного случая, чтобы типография мотивировала опоздание в изготовлении тиража поломкой кипсейки или отсутствием в ней краски.

КЛАПАН - в наиболее общей форме - это жаргонное обозначение кромки бумажного листа, на которую попадают клапаны печатной машины. Клапан не может быть запечатан краской. В зависимости от конструкции офсетной листовой машины клапан может располагаться по широкой или по узкой стороне бумажного листа. Ширина клапана, как правило, колеблется от 5 до 15 мм в зависимости от конструкции машины.

Л

ЛИСТОВКА - издание, содержащее от 1 до 4 полос.

М

МАК - компьютер на платформе Макинтош.

МУАР - паразитное изображение в виде геометрических фигур (квадраты, ромбы, круги), возникающие на оттиске вследствие сканирования некачественных оригиналов или вследствие ошибок. При сканировании полиграфических отпечатков муар возникает всегда.


Н

НЕПРИВОДКА - несовпадение на просвет контрольных меток и изображений на лице и обороте бумажного листа или на последовательно идущих листах одного издания.

НЕСОВМЕЩЕНИЕ - сдвиг изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения. Следствием несовмещения являются ухудшение резкости изображения, появление муара, ухудшение зрительного восприятия иллюстраций вплоть до появления чувства отвращения.
Причин несовмещения может быть множество. Наиболее простая причина - это непригодность печатной машины для печати полноцветных изображений. В мире выпускается великое множество недорогих печатных машин для печати в одну или несколько красок без точного их совмещения. Как правило, они имеют упрощенную систему равнения бумажного листа или вообще не имеют системы бокового равнения. В таких машинах бумажный лист "подкидывает" или "бросает", вследствие чего возникает несовмещение, "краски разбегаются", "кресты пляшут". Печатать "цвет" на таких машинах нельзя. Но печатают.
Причиной несовмещения может быть разница размеров фотопленок, с которых изготавливают печатные формы. Такая проблема возникает когда, в попытке сэкономить деньги на выводе или в силу незнания, пленки выводятся на недорогих капстановых (не барабанных) устройствах, предназначенных для "газетного вывода". В такой ситуации несовмещение будет совершенно одинаковым на всем протяжении тиража.
Наиболее трудно справиться с несовмещением, когда причиной его является изменение геометрических размеров бумаги в процессе прохождения бумажного листа через печатную машину или в процессе промежуточной сушки. Печатная машина довольно жестоко обращается с печатной бумагой. Она ее давит, тянет, мочит, пачкает краской. В результате бумага "раздается", а потом, по мере высыхания, "садится". Различные марки бумаг в большей или меньшей степени склонны к изменению размеров. Обычно типография приноравливается к нескольким маркам бумаг, и с подозрением относится к незнакомым или малознакомым названиям. Ну и наконец причиной может явиться печатник. Тут уже нет слов и всем знакомо.

О

ОРИГИНАЛ
- это все, что нужно воспроизвести полиграфическим способом. Оригиналы делятся на несколько групп:
1. Текст. Тут все ясно. Хорошо, если без ошибок.
2. Слайд. Хороший слайд - единственный безоговорочно приемлемый для печати оригинал.
3. Фотография. Неоднозначно. Необходимо учитывать, что фотографии, сделанные "мыльницей" отличаются плохой резкостью, по психологическим причинам, люди склонны не замечать этой нерезкости на фотографии и воспринимать ее же, как брак на полиграфическом отпечатке. Заказчикам следует это учитывать. Фотографии крайне нежелательно воспроизводить с увеличением.
4. Цветной негатив. Забавная штука. Как показывает наш опыт, чаще сканирование негатива дает лучший результат, чем сканирование сделанной с этого негатива фотографии. При этом наука утверждает, что при сканировании негатива невозможно избежать появления так называемого "цветного муара". Только проявиться он почему-то может в разной степени. Почему это происходит, мы не знаем, ума не хватает. Но штука это серьезная. Однажды нам принесли печатать перекидной календарь с пейзажами, оригиналом для которых послужили негативы. Результат получился страшненький. Все картинки были тусклые, как бы присыпанные пылью, снег получился зеленоватым, стволы берез отливали розовым, ну и тому подобное. Будьте бдительны.
5. Рисунок. Все хорошо.
6. Полиграфический отпечаток. Все чаще заказчики предлагают полиграфический отпечаток в качестве оригинала, потому что ничего другого просто нет. Следует знать, что использование отпечатков в качестве оригиналов есть грубейшее нарушение полиграфической технологии. Всегда за редчайшим исключением, копия будет существенно хуже оригинала. Обязательно появится муар. Появление муара приведет к снижению резкости. В общем, все будет плохо. В совершенно безвыходной ситуации можно допустить использование больших оригиналов, но при условии уменьшения копии не менее чем в два раза.

ОРИГИНАЛ-МАКЕТ - в настоящее время под оригинал-макетом понимается только электронный компьютерный макет будущего издания.

П

ПАГИНАЦИЯ
- последовательная нумерация страниц издания.

ПИСЮК - компьютер на платформе PC. Поэтому фраза вроде "Васин писюк" или "писюковое файло" значит совсем не то, что можно было подумать.

ПОЛНЫЙ ЦВЕТ (ПОЛНОЦВЕТ)
- изображение, отпечатанное в четыре краски, CMYK (голубая, пурпурная, желтая, черная).

ПОШЕТ
- конверт с клапаном по узкой стороне.


Р

С

CMYK
(произносится: ЦМИК) - наиболее широко распространенная в мире система цветоделения и печати цветных изображений в четыре краски. От сокращения CMYK происходят жаргонные прилагательные: цмикованное изображение, цмикованный файл, т.е. изображение, которое отпечатано или должно быть отпечатано в четыре краски.

Т

ТАМПОННАЯ ПЕЧАТЬ - способ печати, при котором краска с формы глубокой печати через упругий эластичный тампон переносится на предмет. Тампонный способ печати позволяет печатать на предметах сложной конфигурации. Наше лучшее достижение - печать текста на грецких орехах.

ТРЕКИНГ
- операция изменения расстояния между буквами. Выполняется на компьютере автоматически по заданным параметрам.


ТРЭППИНГ
- комплекс мер на этапе изготовления макета, направленный на предотвращение возможного несовмещения красок в процессе печати, возникающего вследствие изменения размеров бумажного листа в печатной машине.
Прочитайте еще раз... Забудьте прочитанное.
Вот, что Вам действительно нужно знать:
1. Трэппинг должен быть.
2. Трэппинг ставится автоматически.
3. Иногда автоматического трэппинга не хватает и нужно поставить его вручную. Не все дизайнеры умеют это делать.
Если в типографии Вам говорят о проблемах в принесенном Вами макете, и вы постоянно слышите слово трэппинг, насторожитесь. Они там, в типографии знают, что говорят. Переделать макет значительно дешевле, чем перепечатать тираж.


У

Ф

ФРОНТИСПИС - иллюстрация, помещаемая на левой полосе разворота перед титулом.

ФИГНЯ - наиболее распространенный в полиграфии термин. Обозначает все ненужные термины. Так, например в типографии Вам не скажут: "У Вас есть проблемы на фронтисписе", а скажут: "Что это за фигня у Вас на второй полосе?"

ФОНТ - шрифт

Х

Ц

Ч

Ш

ШЕЛКОГРАФИЯ - способ печати, о котором все знают теоретически, но мало кто видел живьем. Заходите к нам и посмотрите.

ШИТЬЕ
- процесс скрепления брошюры или книжного блока.
Различают:
1. Шитье внакидку - скрепление подобранных (скомплектованных вкладкой) листов или тетрадей проволочной скрепкой через корешковый сгиб. Наиболее распространенный способ крепления брошюр.
2. Шитье втачку - скрепление подобранных (скомплектованных подборкой) листов или тетрадей проволочной скрепкой через весь блок с отступом от края корешка. Обычно в таком случае сверху наклеивается обложка.
3. Шитье впрострочку - скрепление нитками через корешковый сгиб. Обычно так крепится книжный блок.

ШКАЛЫ, ШКАЛЬНЫЕ ОТТИСКИ - квадратики, кружочки, полосочки, плашки, растры разной плотности и т.п. Расположены по краям бумажного листа. Служат для осуществления контроля формного и печатного процессов. Очень полезная вещь. Как правило, если на тираже возникают проблемы, определить причину их возникновения можно именно по шкалам. Шкальные оттиски можно измерять денситометрами и определять также важные величины, как оптическая плотность, растискивание и т.д.
Каждая типография использует свои шкалы. Они бывают очень информативными, бывают попроще, но все нормальные типографии в Москве печатают со шкалами. Я был поражен, когда увидел, что многие типографии в Европе печатают без шкал, на глаз. Как оказалось, требования к качеству продукции оперативной полиграфии у них, в целом, ниже, чем у нас.

ШРИФТ - это то, что постоянно "слетает"
Заказчики! Если Вы пришли в типографию с готовым макетом, не забудьте приложить к нему шрифты.

Щ

Э

Ю

Я

 

Используются технологии uCoz